3 сентября - день солидарности в борьбе с терроризмом
Типичные гражданские объекты «террористической атаки»
Человек - в связи с его государственной, общественной или иной деятельностью или из мести за такую деятельность;
Люди в жилых домах, гостиницах, кинотеатрах и других местах их постоянного или временного нахождения, а также в местах их массового скопления при проведении общественных, культурных или политических мероприятий;
Гипераварийные объекты: атомные, гидро- и теплоэлектростанции, предприятия водоснабжения, газопроводы, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, железнодорожные и автомобильные мосты, автомагистрали, прочие объекты и средства транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, речного, морского);
Административные здания государственных и общественных учреждений, банков, торгово-промышленных корпораций, а также здания правоохранительных органов и спецслужб.
История памятной даты
В 2004 году случилось страшное — нападение на школу в Беслане. От террористического акта погибли свыше трех сотен человек. Захват продолжался три дня. 3 сентября произошел штурм. Год спустя в закон под названием «О днях воинской славы (победных днях) России» был внесен День солидарности в борьбе с терроризмом. Иначе его еще называют Днем памяти жертв Беслана. В 2020 году мы будем в 16-й раз вспоминать эту трагедию. Однако в истории России было немало дней, опороченных террористами. Взрывы жилых домов, в метро, на вокзалах, в общественном транспорте, захваты заложников. Поэтому в День солидарности в борьбе с терроризмом будут вспоминать вообще всех жертв экстремистов.
Рассмотрим более подробно террористический акт, совершенный в отношении образовательного учреждения, объектом которого выступила средняя школа города Беслан № 1 республики Северная Осетия, который имел место 1–3 сентября 2004 года. Захвату заложников в Беслане непосредственно предшествовала серия диверсионно-террористических актов боевиков.
9 мая 2004 года. Во время празднования Дня Победы в городе Грозном в результате взрыва заложенной в трибуне стадиона бомбы погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров и председатель Госсовета Хусейн Исаев.
21-22 июня 2004 года. Широкомасштабное нападение боевиков на столицу Ингушетии город Назрань, в ходе которого погибло 95 человек.
24 августа 2004 года. Взрывы самолетов в воздухе над Тульской и Ростовской областями, осуществленные террористками-смертницами. Погибли 90 человек.
24 августа 2004 года. Взрыв на остановке общественного транспорта на Каширском шоссе в Москве. Ранены 4 человека.
31 августа 2004 года. Женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская» (Москва). Погибло более 10 человек, и еще 50 получили ранения и были госпитализированы.
1 сентября 2004 года группа вооруженных боевиков подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на автомобилях «ГАЗ-66» и «ВАЗ-2107» по улице Коминтерна. «ВАЗ» был захвачен по пути в Беслан в селе Хурикау у участкового Султана Гуражева, который также был привезен к школе, но потом сумел убежать. На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка, посвященная Дню знаний, перенесенная из-за жары с традиционных 10 часов утра на 9 часов. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек – детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству. Несмотря на «кольцо», захвата избежали, по разным оценкам, от 50 до 150 человек (это были в основном старшеклассники, успевшие в суматохе выбежать со двора). Однако в заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти бесланских детсадов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей.
Школа № 1 была выбрана террористами в связи с большим количеством учащихся и крайне сложной структурой самого здания. Самое старое из бесланских средних учебных заведений, школа была построена в 1889 году. За годы существования к основному зданию были добавлены другие секции, в результате чего к моменту теракта школа представляла собой весьма запутанную структуру из классных комнат, залов и коридоров. Другие школы Беслана были построены позднее и по упрощенной планировке, вследствие чего держать оборону в любой из этих школ было бы значительно сложнее, тогда как осуществить штурм – легче. Дополнительное преимущество создавала форма школьного двора, которая позволяла захватчикам быстро и малыми усилиями перекрыть пути побега во время захвата.
Другими факторами, сыгравшими на руку террористам, стали близость Беслана к границе с Ингушетией (лагерь террористов, из 64 которого они отбыли ранним утром 1 сентября, находился в окрестностях ингушского села Пседах, расположенного на расстоянии порядка 30 километров от Беслана), относительно небольшое население города, а также гораздо более слабая система безопасности и ограниченное присутствие военных по сравнению с другими крупными населенными пунктами Северной Осетии (такими, как Владикавказ или Моздок).
Во время подготовки захвата были учтены ошибки, сделанные террористами, участвовавшими в теракте на Дубровке в 2002 году. В частности, во время террористического акта на Дубровке все заложники содержались в одном помещении; вентиляция была ограничена воздухопроводными трубами, что способствовало закачке усыпляющего газа, в то время как у террористов отсутствовали противогазы; взрывчатка приводилась в действие при помощи давления на кнопку, а не отпускания таковой. Также террористкам-смертницам было запрещено подрывать себя без приказа лидера, который редко был в зале, где содержались заложники, и прямого контакта со смертницами почти не имел. Окончательный состав вооруженной банды определился в конце августа и был сформирован под руководством Аслана Масхадова, Шамиля Басаева и Абу Дзейта. На случай неудачной акции в Осетии Дзейт также подготовил резервную группу из 11 боевиков, которые должны были захватить среднюю школу в станице Нестеровской Сунженского района Республики Ингушетия. Предводителем группировки был назначен террорист-рецидивист: 31-летний уроженец ингушского села Галашки Руслан Хучбаров по прозвищу «Полковник». В состав группировки входили боевики, ранее занимавшиеся бандитизмом, будучи членами как криминальных группировок, так и незаконных вооруженных формирований. Многие из них принимали участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане и неоднократно привлекались к уголовной ответственности за различные преступления, однако вскоре после ареста выходили на свободу. Предположительно, подавляющее большинство террористов были этническими чеченцами (большинство – из тейпов Энгеной и Орстхой), но помимо них в состав группы входили ингуши, русские, осетины, арабы, а также представители других национальностей. Согласно официальной версии, участников теракта было 34, включая двух чеченских шахидок и двоих сообщников, оставшихся в лагере для связи. Возможно, у террористов также были сообщники, наблюдавшие за развитием событий за пределами школы, смешавшись с местными жителями. Вооружение террористов составили: не менее 22 автоматов Калашникова, в том числе и с подствольными гранатометами; 2 ручных пулемета Калашникова; 2 пулемета Калашникова модернизированных; 1 пулемет Калашникова танковый; 2 ручных противотанковых гранатомета РПГ-7 и гранатометы «Муха». Также при террористах были противогазы, аптечки и запас провизии.
Среда, 1 сентября
Во время начальной стадии захвата террористами были убиты двое мужчин, хотя кто-то из местных жителей сумел застрелить одного боевика. Также огнестрельное ранение руки получил террорист Владимир Ходов. Это было единственным актом сопротивления (майор милиции Фатима Дудиева, обеспечивавшая охрану общественного порядка, была безоружной). Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные попали в тренажерный зал, душевые и столовую. Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото- и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые разбивали. Снаружи школы были установлены камеры видеонаблюдения, а из «ГАЗ-66» были выгружены боеприпасы, тяжелое вооружение и взрывчатка. Следующим шагом захватчиков стало баррикадирование здания. Для этой цели они отобрали порядка 20 мужчин и старшеклассников, которых заставили стаскивать стулья и парты к выходам и окнам. Сами окна было приказано разбивать (террористы изначально лишили правоохранительные органы возможности использовать газ, как это было сделано при освобождении театрального центра на Дубровке; единственным местом, где окна оставались наглухо закрытыми, был спортзал). У входов и в коридорах были установлены самодельные взрывные устройства, изготовленные с использованием пластита и готовых поражающих элементов (металлических шариков). В спортзале взрывчатка была разложена на стульях и подвешена на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними. Провода от бомб были подведены к двум замыкающим педалям, расположенным в противоположных концах зала. Террористы попеременно дежурили на педалях на протяжении всего захвата. Также в школе было установлено не менее 6 самодельных взрывных устройств (СВУ), изготовленных на основе противопехотных осколочных мин промышленного производства с самодельными доработками. Монтирование взрывной цепи в зале и установка СВУ в других помещениях школы были спланированы заранее, о чем впоследствии свидетельствовали обнаруженные саперами бирки с номерами на проводах. Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались (отец двоих детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения). Другой заложник, Вадим Боллоев, был тяжело ранен выстрелом за отказ опуститься на колени и позже скончался. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдергивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на протяжении всего захвата наряду с издевательствами и оскорблениями.
09:10-09:15. Дежурный по РОВД получает информацию о захвате вооруженной группой в количестве примерно 25 человек около 350 заложников. Личный состав РОВД поднимается по тревоге, получает оружие и выдвигается к месту захвата заложников, заняв позиции вокруг школы.
09:15-09:20. Загнав заложников в здание, террористы начинают устанавливать СВУ, начиненные шурупами, болтами и гвоздями, в здании школы. Внутри спортзала СВУ подвешиваются на окна, баскетбольные кольца и провод протянутый между ними. Также взрывчатка раскладывается по стульям, стоящим в проходах между заложниками. Террористы отбирают телефоны, сумки, фото- и видеоаппаратуру. В оконных проемах в спортзале живым щитом выставляются дети. Террористы отбирают из толпы порядка 20 человек, мужчин и крупных старшеклассников, при помощи которых начинают баррикадирование здания партами и стульями. В ходе баррикадирования террористами разбиваются окна, во избежание повторения сценария «Норд-Оста».
09:20-09:25. Министр внутренних дел Республики Северная Осетия – Алания (РСО) К. Дзантиев докладывает о захвате Президенту республики Алания А. Дзасохову. Поднят по тревоге личный состав МВД РСО, началось оповещение взаимодействующих структур.
09:35. Информация о захвате заложников поступает в ФСБ России. Объявляется план «Захват», и к школе № 1 выдвигаются оперативные группы ФСБ.
09:38. Командующий 58-й армией генерал-лейтенант В. Соболев отдает приказ о выдвижении необходимых подразделений в Беслан.
09:50. На место прибывает группа спасателей МЧС.
10:00-10:30. На улицах, окружающих школу, выставлено оцепление из сотрудников Правобережного РОВД города Беслана.
10:30. После доклада командующего В. Соболева Министру обороны РФ С. Иванову создается оперативный штаб. Президент Северной Осетии Александр Дзасохов прибывает к школе.
11:00-11:30. В попытке установить связь с террористами, переговорщик В. Зангионов и муфтий РСО Р. Валгасов, владеющий арабским языком, направляются с белым флагом в сторону школы. Террористы обстреливают их на расстоянии примерно 50 метров от школы, вынуждая вернуться. Спустя некоторое время через заложницу Л. Мамитову боевики передают записку, в которой требуют для переговоров с ними А. Дзасохова, президента Ингушетии М. Зязикова и детского врача Л. Рошаля. При этом террористы угрожают, что если по школе будет открыт огонь или начат штурм, то за каждого убитого боевика расстреляют 50 заложников, за каждого раненого боевика – 20 заложников, за 5 убитых боевиков взорвут школу, а в случае отключения электроэнергии и водоснабжения расстреляют 10 заложников. Кроме того, в записке террористы сообщают номер телефона, по которому будут выходить на связь (телефон был указан неверно и связь установить не удается). В Беслан передислоцируется передовая группа медицинского взвода 19-й мотострелковой дивизии в составе 4 врачей, 6 медицинских сестер, а также 2 автоперевязочные с необходимым медицинским оборудованием для оказания экстренной помощи.
11:34. В Северной Осетии вводятся усиленные меры безопасности. На стратегических объектах, в детских и образовательных учреждениях выставлена усиленная охрана, граница с Грузией закрыта. Отменены все авиарейсы в столицу Северной Осетии – Владикавказ.
12:00. По прибытии из Сочи Президент РФ В. В. Путин проводит в московском аэропорту Внуково-2 экстренное совещание, на котором возлагает руководство контртеррористической операцией по освобождению заложников на ФСБ.
12:27. Боевики открывают из окон школы огонь по проезжающей по улице БРДМ.
12:30. Из медицинских учреждений Беслана сообщается, что в больницы поступило 11 раненых. Созданы группы эвакуации, организации дорожного движения, ликвидации взрывов, разграждения. В здании Правобережного РОВД развернут фильтрационный пункт. Для организации дорожного движения Управлением ГИБДД МВД РСО выставлено 7 контрольно-пропускных пунктов (КПП).
12:31. Из школьной котельной выведены 15 человек, спрятавшихся там во время захвата.
13:00. Усилена охрана административной границы с Республикой Ингушетия. Введена заградительная система, дополнительно выставлен 41 пост.
15:30. Органы внутренних дел в Республике Ингушетия, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Краснодарском и Ставропольском краях введены в повышенную готовность для предотвращения возможных террористических актов на их территориях. Из сотрудников Правобережного РОВД формируются три группы для уточнения количества и списков людей, находящихся в заложниках. В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ установлено круглосуточное дежурство для сбора данных о ситуации в Беслане, готовности сил и средств органов здравоохранения для оказания медицинской помощи пострадавшим от теракта. На территории СПТУ № 8 Беслана медицинской службой 58-й армии развернут медпункт.
16:00-16:30. В здании школы раздаются взрыв и выстрелы из стрелкового оружия. Рядом с заложниками, баррикадировавшими здание, подорвалась одна из шахидок. В результате взрыва погиб находившийся рядом боевик, а заложников, оставшихся в живых, террористы расстреляли во избежание потенциального сопротивления. Количество убитых составило 21 человек. На попытку В. Зангионова прояснить ситуацию, боевик, назвавший себя «Шахидом», заявил, что заложники были убиты, потому что с захватчиками не выходили на контакт по номеру телефона, ранее ими переданному.
16:30-17:00. В аэропорт «Владикавказ» прибывают оперативная группа МЧС России и Ставропольский поисково- спасательный отряд.
17:00-17:30. Родственники заложников и жители Беслана требуют от республиканских властей и руководителей операции по освобождению заложников не допустить штурма здания школы, выражая готовность воспрепятствовать любым силовым акциям. Во Дворце культуры с ними встречаются А. Дзасохов, К. Дзантиев, прокурор РСО А. Бигулов. Они информируют о стремлении оперативного штаба добиться освобождения заложников путем переговоров с террористами. В это время боевики ведут беспорядочный огонь из автоматического оружия и подствольных гранатометов по территории, прилегающей к школе. Из окна, выходящего на улицу Коминтерна, боевики выбрасывают тела расстрелянных ими заложников.
17:30-18:00. Из здания школы смогли убежать 6 заложников. Их показания позволяют представить развитие ситуации в школе. Бывшие заложники свидетельствуют о крайне тяжелом физическом и морально-психологическом состоянии людей, которым не дают ни еды, ни воды. Заложники разделены на группы. Большинство захваченных людей собрано в спортивном зале, все места размещения детей и взрослых заминированы.
19:05. Начальник УФСБ Северной Осетии В. Андреев сообщает, что с террористами установлен контакт.
20:15. В Беслан прибывает доктор Леонид Рошаль. Террористы отказываются принять воду и медикаменты для заложников.
21:25. В. Андреев передает сообщение террористов о том, что никто из детей не пострадал.
21:30. Л. Рошаль начинает переговоры с террористами.
22:03. Террористы говорят журналисту «Нью-Йорк Таймс», что они принадлежат к организации «Риядус-Салихийн», возглавляемой Шамилем Басаевым.
22:15. В оперативном штабе по освобождению заложников открыта телефонная «горячая линия».
23:00. Рошаль предлагает террористам свободный выезд в Ингушетию и Чечню и заменить детей-заложников на взрослых. Оба предложения отвергнуты, равно как и вода и лекарства. Переговоры обрываются без достигнутого соглашения.
Четверг, 2 сентября
01:30. Террористы выходят на контакт с Леонидом Рошалем. Разговор продолжался до 03:00 по мобильному телефону с неопределяемым номером.
07:04. Появляются первые уточненные данные о захваченных – 354 чел.
09:09. По факту захвата заложников в Беслане возбуждается уголовное дело сразу по нескольким статьям.
09:37. Старейшины Чечни и Ингушетии и арабские телеканалы «Аль-Алям» и «АльДжазира» предлагают помощь в контактах с террористами для освобождения заложников.
11:00. Владимир Путин выступает с телевизионным обращением к нации впервые с начала теракта, указывая в качестве главной заботы здоровье и жизни заложников.
11:45. С захватчиками достигнута договоренность, что Леонид Рошаль будет и дальше вести с ними прямые контакты, заявил заместитель председателя парламента Северной Осетии Станислав Кесаев.
14:00. Руслан Аушев входит в здание школы и ведет переговоры с террористами лицом к лицу.
15:30. Террористы производят два выстрела из гранатомета РПГ-7 по силам безопасности снаружи здания.
16:49. Террористы освободили трех женщин с грудными детьми.
17:22. Аушев не может договориться с террористами, однако убеждает их отпустить 26 заложников (грудных детей и их матерей).
20:00. Официальные лица объявляют, что количество заложников составляет более 1000 человек, а не 354, как указывалось ранее.
20:52. Доктор Рошаль продолжает вести переговоры с террористами в попытках доставить заложникам воду, пищу и медикаменты. Террористы неизменно отвергают предложения.
Пятница, 3 сентября
00:24. Со стороны школы раздалось несколько выстрелов, ранен милиционер. Оперативный штаб связывается с террористами и просит объяснить происшедшее. Террористы отвечают, что им показалось какое-то движение. Оперативный штаб еще раз подтверждает, что правоохранительные органы не намерены штурмовать школу, а предпочитают вести переговоры.
06:20. Террористы вновь открыли неспровоцированный огонь – был сделан выстрел из гранатомета и раздались несколько автоматных очередей.
07:30. Оперативный штаб возобновил контакт с террористами, который был прерван ночью. Бандитам было вновь предложено забрать продукты питания и воду для заложников. Они отказались, заявив, что заложники «сами не хотят принимать пищу и воду» в знак солидарности с «борцами за независимость».
09:20. Вокруг школы расширяется зона оцепления, за которую не пускают родственников и журналистов. Металлические ограждения отодвинуты примерно на 100 метров.
12:46. С террористами достигнута договоренность об эвакуации тел заложников, расстрелянных в первый день.
12:55. К школе подъехала техника, сотрудники МЧС начинают эвакуацию тел.
13:05. В районе школы прогремели два мощных взрыва, началась интенсивная стрельба. В районе поднялись огромные клубы дыма. Правоохранительные органы выводят в безопасную зону всех, кто находится вблизи школы.
13:06. К школе для спасения заложников устремляются военные и гражданские лица, как вооруженные, так и безоружные.
13:12. Из школы выбежала группа заложников – около 30 женщин и детей.
13:19. В районе школы раздался третий мощный взрыв. Перестрелка усилилась.
13:27. Эвакуация заложников продолжается. Военные выносят детей на руках, многих сразу отправляют в больницу. Оперативный штаб делает заявление: «В связи со складывающейся обстановкой вокруг захваченной школы в Беслане силовые подразделения вынуждены действовать согласно этой ситуации».
13:30. В школе обрушилась часть крыши, под обломками которой погибает большое количество заложников. Через образовавшийся проем в стене и окна, выжившие пытаются покинуть спортзал. Террористы открывают огонь по убегающим женщинам и детям. В воздух поднимаются четыре боевых вертолета, однако, не могут вести огонь из-за риска поразить заложников. Военные на земле стрельбой прикрывают отход большой группы заложников из школы.
13:35. Бойцы отрядов «Альфа» и «Вымпел» пытаются войти в здание с южной стороны. Поскольку пространство ограничено близлежащими постройками, техника не может пройти, и бойцы вынуждены идти без прикрытия.
13:38. Сквозь толпу убегающих мирных жителей пытаются прорваться несколько боевиков, военные открывают по ним огонь. Террористы, оставшиеся в школе, ведут беспорядочную стрельбу по людям и зданиям.
13:50. Из Владикавказа прибывает штурмовая группа отряда «Альфа», тренировавшаяся штурмовать здание на объекте, структурно похожем на школу № 1.
13:52. Спецназ входит в здание школы, бой продолжается.
14:07. Боевики пытаются вырваться из здания, спецназ блокирует им дорогу. Школа постепенно переходит под контроль спецназа.
14:17. Глава МЧС Сергей Шойгу сообщает, что пострадали несколько спасателей, эвакуировавшие детей. Также приходит информация о том, что ранен оператор польского ТВ.
14:23. Представитель МВД на встрече с родственниками в Доме культуры Беслана сообщает, что из школы, которая была захвачена боевиками, могли сбежать две шахидки, они одеты в белые одежды, и призывает жителей проявлять бдительность. Бывшие заложники рассказывают, что еще несколько террористов меняли свои одежды на вещи заложников.
14:49. Спецназ произвел маломощный взрыв, чтобы проделать отверстие в стене и создать еще один путь для выхода заложников. Несколько террористов, вырвавшихся из школы, пытаются пробиться в южную часть Беслана, к железнодорожным путям.
14:55. В больницы Беслана доставлены порядка 200 раненых заложников. Спецслужбы проводят операцию по выявлению пытающихся скрыться террористов. Задержан один из пособников боевиков.
15:00. Спецслужбы проводят в Беслане операцию по выявлению пытающихся скрыться террористов и их пособников.
15:12. Спецназ окружил дом, в котором укрылась небольшая группа боевиков, прорвавшаяся через первое кольцо оцепления.
15:13. Местные жители помогают спецназовцам выявлять боевиков.
15:16. Из спортзала школы в Беслане эвакуированы все заложники.
15:17. Спецназ ведет бой на южной окраине Беслана. В здании школы раздается серия мощных взрывов.
15:20. Пожарные расчеты в количестве 7 экипажей приступили к тушению пожара в школе.
15:25. Школа разминирована и находится полностью под контролем спецназа.
15:33. Местные жители поймали и передали милиции человека, которого подозревают в связи с террористами.
15:43. Бой в районе школы в Беслане фактически прекратился, раздаются одиночные выстрелы. В школе и нескольких домах по соседству вспыхнул пожар.
15:59. Как минимум 7 тел погибших находятся в больницах Беслана. 20 тяжелораненых детей отправлены во Владикавказ.
16:07. В клиническую больницу Владикавказа доставлено 110 раненых.
16:09. Здание школы продолжает гореть. Тушение пожара затруднено тем, что школа и прилегающая к ней территория заминированы. Спецназ проводит зачистку в районе школы. Местные жители из одеял и подсобного материала изготавливают дополнительные носилки. Машины «Скорой помощи» продолжают вывозить раненых.
16:13. Бой в районе школы прекратился. Спасатели и врачи вошли в здание. По словам медиков, большинство госпитализированных находятся в состоянии средней тяжести. Характер ранений – ожоговый и огнестрельный.
16:23. Последние взрывы принесенного боевиками в школу пластита произошли самопроизвольно из-за пожара в спортзале, сообщает МВД Северной Осетии. Людей в спортзале уже не было.
16:25. Граница Ингушетии и Северной Осетии блокирована силами МВД. Ведется тщательная проверка автотранспорта.
16:27. Для тушения школы в Беслан выехали почти все пожарные расчеты из Владикавказа.
16:33. В североосетинских больницах находится около 350 бывших заложников и местных жителей. Врачи устанавливают личности раненых, у многих из которых нет ни документов, ни даже одежды.
16:35. Террористы разбились на три группы, сообщает МВД Северной Осетии. Около пяти бандитов оставались в 75 школе, другие с боями отходят на юг города, четыре человека, среди которых женщины-смертницы и главари, пытаются смешаться с заложниками.
16:39. К школе выехали представители прокуратуры. Начинаются следственные действия. Убитых и раненых в здании школы нет.
16:55. Жители Беслана отбили у военных задержанного, предположительно боевика, и совершили над ним самосуд (по словам очевидцев, его застрелил один из местных жителей).
16:57. Выяснилось, что один сотрудник МЧС у школы погиб, еще трое ранены и госпитализированы.
17:00. В спортзале школы обнаружены тела более 100 погибших заложников. Открыт счет по оказанию помощи пострадавшим в результате захвата заложников в Беслане.
17:43. Часть боевиков засела в школьной пристройке и продолжает оказывать сопротивление. Вспыхивают перестрелки с использованием подствольных гранатометов.
18:05. В результате перестрелок уничтожено более 10 террористов.
18:07. Второй спасатель МЧС скончался от ран.
18:12. В районе школы раздалось несколько выстрелов из гранатомета и взрывов гранат. Всех людей, находящихся перед зданием горадминистрации, эвакуировали.
18:18. Четверо сотрудников ОМОНа получили ранения.
19:12. Освобождены более 400 заложников, более 60 погибших опознаны.
19:17. Выяснилось, что в разговорах с советником Президента России Асламбеком Аслахановым террористы заявляли о том, что удерживают 1200 заложников, 70 % среди них – дети.
19:20. Начальник УФСБ по Северной Осетии В. Андреев заявил, что среди 20 уничтоженных террористов 10 – выходцы из арабских стран.
19:25. Аслаханов заявил, что количество жертв может превышать 150 чел.
20:05. Спецназ ФСБ проводит операцию по уничтожению последней боевой точки боевиков.
20:07. Офицер «Вымпела» Михаил Кузнецов, эвакуировавший более 20 раненых заложников, скончался в больнице Владикавказа от потери крови.
20:08. Освобождены еще более 50 человек, удерживавшихся в школе.
20:34. Из Владикавказа в Беслан направлен самолет с хирургами и медикаментами.
20:50. Минздрав Северной Осетии подтверждает гибель 63 человек, в том числе 12 детей.
21:02. Стало известно, что количество погибших превышает 150 человек, 646 пострадавших госпитализированы, среди них 227 – дети.
21:26-23:20. Спецназ продолжает проводить операцию по уничтожению боевиков. В подвале школы убит последний террорист.
В результате теракта и контртеррористической операции потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев). Потери среди заложников составили 331 погибших и около 500 раненых. Это был чудовищный и крупнейший акт за всю историю человечества. В память жертвам описанных трагических событий Третье сентября объявлен в России Днем солидарности в борьбе с терроризмом.
А ведь еще до этого громкого теракта И.Д. Моторный писал о том, что терроризм, превратившись в транснациональное явление, «преподнес нам как минимум пять важных уроков».
Урок первый. Даже после трагических событий в Нью- Йорке, Москве, Стамбуле, Мадриде и других городах, «мир практически не продвинулся вперед в понимании процессов, происходящих в сфере борьбы с терроризмом, и в формулировании решений по локализации этой проблемы».
Многие рассуждают о третьей мировой войне, о столкновении христианства с исламом, Севера с Югом, о международном террористическом интернационале, обо всем, что можно противопоставить друг другу в современном мире. В научных, общественно-политических и публицистических изданиях различают несколько разновидностей терроризма: государственный, международный и внутренний (политический, сепаратистский, этнический, религиозный и уголовный) терроризм. Однако четкое правовое определение этого исключительно опасного социального явления отсутствует не только в российском законодательстве, но и в юрисдикциях других государств. Многие известные формулировки не учитывают главной особенности терроризма эпохи глобализации – изменившиеся целевые установки терроризма. В настоящее время терроризм становится составляющей межгосударственных, межэтнических, религиозных, политических и социально-экономических конфликтов. Современные террористические организации все чаще направляют свои усилия не просто на дестабилизацию обстановки или решение каких-либо краткосрочных задач, а на достижение более масштабных целей, в том числе захват или передел власти, аннексию территорий суверенных государств с вытеснением с этих территорий местного населения.
Урок второй. Несмотря на накопленный опыт, мир так и не осознал, что конкретно нужно делать силами спецслужб и правоохранительных органов, а что – населением, хозяйствующими субъектами, гражданским обществом. Кроме того, эффективной борьбе с терроризмом мешают двойные стандарты в обществе, и это вселяет в террористов надежду, создает у них иллюзию возможности победить государство за счет того, что государство и общество вздрогнут от пролитой невинной крови, пойдут на уступки.
Урок третий. Современный терроризм в его крайних формах стал исключительно негативно влиять на экономическую ситуацию. Существенно возросли как прямые экономические потери, так и отрицательные психологические последствия актов терроризма, снижающие деловую активность. Каждая мощная террористическая акция производит впечатление, что подобные нападения будут продолжаться и впредь. Это стало оказывать сильное влияние на бизнес, который начинает считать инвестиции в данный город, регион или страну рискованными, и изначально пытается заложить в стоимость своих товаров или услуг дополнительную премию за риск, что ведет к снижению деловой активности, росту цен, безработице. Кроме того, боязнь актов терроризма также заставляет бизнес тратить больше средств на обеспечение собственной безопасности, что еще более усугубляет экономическую ситуацию. К примеру, эксперты Национального центра политического анализа (США) подсчитали: уничтожение и повреждение зданий и сооружений во время атаки на Нью-Йорк и Вашингтон, потеря рабочих мест нанесли экономике ущерб в размере около 100 млрд. долларов.
Урок четвертый. В образовавшемся после 11 сентября 2001 года антитеррористическом альянсе России, Евросоюза и США все больше проявляются противоречия. Подвергается критике система взаимодействия. Отмечается склонность американцев действовать в одностороннем порядке и, прежде всего, с позиции военной силы, пренебрегая дипломатическими, экономическими и политическими инструментами воздействия. Вызывает беспокойство американское отношение к международным договорам (выход из договора по ПРО, отказ от ратификации договора о запрещении ядерных испытаний, отказ от подписания Конвенции по запрещению бактериологического оружия, свертывание программ уничтожения химического оружия и оказания помощи в этом вопросе России), и к целому ряду других международных документов. В правоохранительных органах и спецслужбах проблемы научного обеспечения конкретных мер по предупреждению и профилактике преступлений террористического характера явно отошли на второй план. Прецедент как основа для развертывания предупредительных и профилактических мер продолжает оставаться основным принципом антитеррористической деятельности. Известная русская поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» стала общим правилом. Мы «плетемся в хвосте» у террористов, представляя им свободу действий в выборе места и времени совершения актов терроризма, в совершенствовании тактики, средств и методов борьбы, подготовке боевиков. Мы ждем, когда террористы-смертники взорвут грузовик с тонной взрывчатки у военного госпиталя или у правительственного здания, и только после этого начинаем строить средства принудительной остановки транспорта у административных зданий, развертывать другие меры противодействия этому способу совершения терроризма.
События в Дагестане и Чечне, террористические акты в Москве и других городах России со всей очевидностью показали, что борьба с терроризмом далеко не узковедомственная проблема МВД России и ФСБ России (как это было для КГБ СССР в 1970-1980 гг.). На известном этапе чеченские национал-сепаратисты от тактики проведения частных актов терроризма перешли к проведению крупной террористической операции. В Чечне создана сильная, хорошо технически оснащенная военная организация с гибкой системой управления. Сепаратисты умело использовали свои тесные связи с местным населением. Это обеспечивало им возможность снабжать боевиков одеждой, продовольствием, другими материальными средствами. Незаконные вооруженные формирования в Чечне представляли собой некий конгломерат регулярных структур в сочетании с устоями и нормами уголовных банд и мятежно-повстанческих движений. Тактика устройства засад и налетов была доведена до совершенства. Естественной ответной реакцией на беспрецедентный вызов экстремистов стало проведение многоэтапной контртеррористической операции. По своему размаху она соизмерима с общевойсковой наступательной операцией и вынуждена привлекать подразделения от всех силовых структур, а также самолеты, вертолеты, бронетанковую технику, артиллерию. Проведение контртеррористической операции явилось суровым экзаменом для всех силовых структур и политического руководства России.
Созданная система управления обеспечила выполнение задач, однако выявилось и немало недостатков, особенно в координации действий органов управления различными силовыми структурами, планировании применения войск и сил спецслужб. Сейчас становится очевидным, что необходимо внести соответствующие дополнения и изменения в Военную доктрину, законы об обороне, о чрезвычайном положении, Концепцию национальной безопасности РФ. Закон о борьбе с терроризмом и другие законодательные акты, т.е. качественно обновить государственную систему мер борьбы и противодействия терроризму на основе выверенных прогнозов антитеррористической деятельности во всех формах.
Урок пятый. Учась друг у друга, террористы используют новейшие виды вооружений, современные информационные технологии. Каждый удачный акт терроризма ими тиражируется в новых местах снова и снова. Сегодня в Интернете можно найти не только информацию о взрывчатых веществах, но и о средствах и способах их взрыва, а через пять лет там может быть расписано, как запустить эпидемию сибирской язвы, сделать ядерную бомбу. Становится все более реальной опасность использования террористами и террористическими организациями химического, бактериологического и ядерного оружия. Современными террористами активно используется киберпространство. Экстремистские группировки интенсивно используют современные технологии для пропаганды своей идеологии и ведения информационных войн. Информационное оружие в ближайшем будущем может стать идеальным средством для террористов, а информационный терроризм – угрозой существованию целых государств.
Урок шестой. Имеет место проблема оправдания терроризма и предоставления убежища террористам. Также существует прямая связь между эффективностью актов терроризма и их освещением в СМИ. Используя последние как инструмент рекламы своих действий, террористы объясняют мотивы террора и выдвигают условия его прекращения, требуя при этом не выкупа, а приглашения журналистов, что несет в себе не менее опасный потенциал. Еще более опасным являются попытки создания террористам имиджа «национальных героев», «борцов за правое дело».
Таким образом, терроризм на своем новом этапе развития приобрел качественно новое содержание. В руках криминальных сообществ терроризм стал инструментом насильственного изменения существующего устройства мира, общества, экономических отношений, норм морали и нравственности. Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности России, а также осуществлению основных прав и свобод человека.